Полезная информация

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОЩНОСТИ В ТРЕХФАЗНОЙ СЕТИ

Если питание дома осуществляется по трехфазной схеме, то целесообразно применять и трехфазное силовое (и термическое) оборудование.

К силовому электрооборудованию дома относятся насосы, вентиляторы, компрессоры, механизмы для открывания ворот и другие механизмы, оснащенные электродвигателями.

Для приведения в движение таких механизмов при трехфазном питании чаще всего применяется асинхронный трехфазный двигатель.

Информация о двигателе указывается в его паспорте (в документации и на металлической табличке, прикрепленной к корпусу). Здесь приводятся номинальные величины, т.е. такие, на которые двигатель рассчитан при своей нормальной работе при наибольшей допустимой нагрузке.

Например, на табличке указано: Р=1.1кВт; U=380/220В; I=2.5/4.3A; f=50Гц; п=2810об/мин; КПД=77.5%; cos(φ)=0.87 .

Это значит: номинальная полезная мощность на валу двигателя составляет 1.1кВт, или 1100Вт; соединение обмоток звездой соответствует линейному напряжению сети 380В, в этом случае линейный ток (в проводах, питающих двигатель, равен 2.5А; соединение обмоток двигателя треугольником соответствует линейному напряжению сети 220В, и в этом случае линейный ток равен 4.3А; частота сети должна быть равной 50Гц; номинальная скорость вращения, т.е. скорость двигателя при номинальной нагрузке составляет 2810об/мин. номинальный КПД (отношение полезной мощности на валу к затраченной мощности электроэнергии, получаемой из сети оплачиваемой по счетчику) равен 77.5%, коэффициент мощности (называемый также "косинус фи") составляет 0.87. Коэффициент мощности - это отношение активной мощности электроэнергии, т.е. той, которая может быть преобразована в другой вид, в данном случае - в механическую, к полной мощности электроэнергии.

Формула мощности, связывающая эти параметры для трехфазного асинхронного двигателя, такова:

Р = 1.73 n U I cos(φ); где: U , I - линейные напряжения и ток, n - КПД, cos(φ) - коэффициент мощности.

"Дробные" паспортные значения напряжения и тока означают, что если линейное (т.е. между линейными проводами) напряжение трехфазной линии равно 380, а фазное - 220В, то обмотки статора данного двигателя должны быть соединены звездой. Для соединения звездой концы всех трех обмоток, выведенные на щиток вводной коробки двигателя и имеющие маркировку С4, С5, С6, должны быть соединены в одну точку, называемую нейтральной, а линейные провода сети подключаются к начальным точкам обмоток, которые имеют маркировку С1, С2, СЗ.

Если линейное напряжение сети равно 220, а фазное 127В (последнее в настоящее время встречается редко), то обмотки статора двигателя следует соединить треугольником. Для этого конец первой обмотки (С4) соединяют с началом второй (С2), конец второй обмотки (С5) соединяют с началом третьей (С3), а конец третьей (С6) соединяют с началом первой (С1), и образовавшимся трем клеммам присоединяют линейные провода. В обоих случаях фазное напряжение на каждой из обмоток будет равно 220В, а мощность двигателя останется неизменной, но из-за разницы в величине тока сечение питающих проводов во втором случае придется увеличить.

Если двигатель приводит в движение механизм, момент сопротивления на его валу замедляет вращение ротора. При увеличении нагрузки скорость двигателя уменьшается, что приводит к увеличению момента двигателя, и он преодолевает сопротивление механизма. Это возможно даже при некотором (в полтора-два раза) кратковременном превышении номинальной нагрузки, но до некоторого предела, называемого критическим моментом двигателя, повышение нагрузки выше которого приведет к остановке двигателя.

При номинальной нагрузке двигателя его КПД и коэффициент мощности максимальны. При работе двигателя вхолостую его КПД равен нулю, а коэффициент мощности очень низок. Поэтому следует избегать длительной недогрузки двигателя, или работы его на холостом ходу.

При пуске асинхронного двигателя возникает очень большой, хотя и кратковременный, пусковой ток, который в 5...7 раз превышает номинальное значение. Иногда пусковой ток может привести к значительному снижению напряжения сети.

Для реверса (изменения направления вращения) асинхронного двигателя достаточно поменять местами любые два провода при подсоединении к клеммам двигателя или, если это требуется делать часто, использовать реверсивные пускатели.


Яндекс цитирования Rambler's Top100